Суфиянова Наталья Муталибовна

Речевая готовность к школе

 Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Это глубочайшее заблуждение.

Если обобщить все, что мы знаем о подготовке малышей к школьному обучению, то, в основном, можно объединить их в следующие группы:

1. Дети, чьи родители считают, что специально готовить ребенка не надо, придет время – всему научит школа, или же занимаются ребенком постольку – поскольку.

2. Вторая – полная противоположность первой. Родители этих детей уже с 2-3 лет начинают возить ребенка по различным дошкольным гимназиям, кружкам и студиям.

3. В третью категорию входят дети, которых отдают в различные группы подготовки с 5-6 лет, когда до школы осталось не так уж много времени.

4. И, наконец, дети, получившие подготовку в дошкольном учреждении, - она может дать любой результат: от прекрасного до нулевого.

Таким образом, 1 сентября место за партами в классе займут такие разные по уровню подготовки первоклассники. И к середине учебного года, а зачастую и раньше, у некоторых детей начнут проявляться трудности, с которыми учителю и родителям справиться тяжело. Большое количество нелепых ошибок при чтении, элементы угадывающего чтения, иногда – полная неспособность овладеть процессом чтения. Сложности в понимании прочитанного текста (а это значит проблемы с решением задач), трудности с пересказом и составлением рассказа. В тетрадях эти дети чаще пропускают, заменяют или переставляют буквы, иногда выбрасывают целые слова. Что же происходит дальше?

Учитель просит родителей обратить особое внимание на ребенка и с ним начинают усиленно заниматься дома: вместе делают уроки, часами заставляют писать и переписывать тексты. Домашние задания делают сначала на черновике, а потом уж переписывают в тетрадь. Учитель тоже по мере возможности занимается с ребенком дополнительно. Какое- то улучшение происходит, но оно, как правило, временное и нестойкое.

Во втором классе ошибок становится еще больше. Взрослые хватаются за голову и усиливают меры воздействия.

К третьему классу ребенок полностью погряз в двойках и только тогда родители начинают обращаться к различным специалистам, подозревая, что дело здесь не в лени и не в «глупости» их ребенка, что только педагогическими приемами проблемы решить невозможно.

Таким образом, данная категория учащихся попадает к логопедам, которые занимаются проблемами нарушения письма и чтения. Они ставят логопедическое заключение «дислексия» или «дисграфия».

Дислексия – это частичное нарушение процесса овладения чтением.

Алексия – это неспособность к овладению чтением.

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма.

Аграфия – это неспособность овладеть процессом письма.

Каждый третий ученик в начальной школе страдает дисграфией, это примерно 30%, для сравнения в 1950-1960 годах эта цифра не превышала 6%. С каждым годом статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий. Эти отклонения носят различный характер и по- разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно.

Начало всем этим проблемам было положено не в первом классе, а гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте. При нарушениях, как чтения, так и письма – причина в недостаточной сформированности тех психических функций, которые обеспечивают овладение данными процессами. А формируются эти функции на разных этапах дошкольного детства. Если же в дошкольном возрасте эта функция явно «запаздывала», то в школе это проявиться на письме, в виде специфических ошибок. Например, у ребенка недостаточно сформировались зрительно -пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Значит, ребенок не сможет полноценно усвоить начертания букв и обязательно будет их путать на письме. Или ребенок, не различающий на слух акустически близкие звуки (то есть с недостаточно сформированным фонематическим восприятием), будет обязательно допускать замены букв. Данные обследований детей с уже имеющейся дисграфией дает основание утверждать, что в группу риска должны быть занесены и дети с вялой артикуляцией, нечетко произносящие звуки. А также дети, которые к моменту поступления в школу уже бегло читают, но при этом делают ошибки при проверке фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.

Какими умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?

1.Иметь хорошее звукопроизношение. К 7-ми годам дети должны произносить все звуки родного языка.

2.Развитые и достаточно хорошо сформированные фонематические процессы и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость – мягкость, свистящие - шипящие и т.д. Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова – паронимы: точка-дочка). Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять звук из слова (есть или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука.

3. Соответствующий возрасту словарный запас. Объем словаря должен соответствовать возрасту ребенка. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, насекомые, перелетные, зимующие и домашние птицы, грибы, ягоды, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, ткани, мебель, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, рыбы, деревья цветы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности – 23).

4. Грамматически правильно оформленную речь. Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования. Умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.

5. Должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания; отбирать языковые средства, соответствующие виду высказывания). Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа,составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Несколько советов для родителей:

1. Играйте дома с детьми в различные речевые игры (см. приложение).

2. Убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук.

3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы он назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

4. Придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: можно попросить найти на полке продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.

5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса. Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.

7 декабря 2017 в 09:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.