Суфиянова Наталья Муталибовна

Адаптация детей в детском саду

 Ваш малыш подрос, и уже недалёк тот день, когда вы приве­дёте его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребёнку хорошо в детском саду, не начнёт ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близки­ми, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как по­ступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распоряд­ку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребёнка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встре­чи с новыми лицами — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — ребёнок первых лет жизни. Его жизненный опыт не­велик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудно­стями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого об­разования новых. В раннем возрасте это особенно сложная за­дача,

Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родите­лями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

Поначалу в детском саду ребёнку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка; большая гулкаякомната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые — воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необхо­димость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И. П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упря­мыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты, свойственные детям более раннего возраста. Возможно временное разрушение некоторых на­выков. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т. п. У одних детей нарушается сон, у других — отсутствует аппетит.

Таким образом, период адаптации — тяжелое время для малы­ша, его родителей и персонала группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2—3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребёнка далеко не без­обиден.

В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влия­нием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

На характер привыкания ребёнка к условиям дошкольного уч­реждения влияет ряд факторов: возраст малыша; сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот, без­болезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физиче­ски крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

Известные трудности в адаптационный период испытывают де­ти, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи,

недоброжелательное отношение родителей к окру­жающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

 Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малы­ши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, кото­рых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя.Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необ­ходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, пи­тания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.

Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него. Учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спо­койно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребёнка, предва­рительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.

Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку. Но в первые дни лучше остав­лять ребенка на 2 часа, увеличивая время пребывания.

Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, ня­не, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет пере­мены в своей жизни, разлуку с Вами. Ваше вежливое и привет­ливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребён­ка к общению с ними.

В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосет палец, не засылает без соски или пения, любит быть на руках у взрослых и т. п.), нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту по­ступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

В заключение следует отметить, что выработка единых требо­ваний к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

5 декабря 2017 в 07:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.